Зачем волонтеры со всего мира каждый июль приезжают в Томск?
Ну и нагнали же эти ребята шороху на отдыхающих – высыпавшая из четырех автобусов веселая толпа вмиг захватила пологий берег Аксеновского озера. В минувшее воскресенье под Томском завершил свою работу летний лагерь, организованный региональной благотворительной общественной организацией «Спрятанный мир».
По правилу шести рукопожатий
В рамках Года добровольца «ТН» рассказывали в 2018-м о том, что добровольцы активно помогают тем, кто не вписывается в общепринятые рамки обывателей. Больше 20 лет волонтеры помогают особенным людям из Шегарского психоневрологического интерната. В этом году летний лагерь стал самым массовым и представительным.
– Кроме подопечных из Шегарского психоневрологического интерната «Забота» и дома-интерната «Лесная дача» мы впервые пригласили трех девочек из Тунгусовского детского дома. Всего в лагере отдохнули 44 инвалида, 17 из них – колясочники, – рассказывает координатор проекта Александра Бочнева.
В организации лагеря мелочей не бывает, поэтому на такое количество особенных людей потребовалось больше волонтеров.
– В этой роли уже не первый год выступают друзья наших друзей, – дополняет председатель ТРБОО «Спрятанный мир» Ольга Мезенцева. – Кроме томичей в работе лагеря участвовали наши друзья из Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска, Барнаула, а также из Польши, Франции, Ганы, Америки, Германии.
Есть контакт! Личный
Последние несколько лет лагерь размещается на одной из загородных баз отдыха. Чтобы ее арендовать, требуются немалые средства. В этом году активистка организации, юрист одного из томских банков Яна Поликевич разработала корпоративный проект, который по итогам голосования вошел в тройку лучших в стране. По условиям конкурса волонтерских инициатив три первых места подкреплялись финансами. В итоге томичи обошли коллег из Красноярска, Иркутска, Новосибирска. Полученные деньги и пошли на аренду базы.
– Для нас 300 тысяч рублей – серьезная сумма и большая победа, – подчеркивает Яна. – Большинство продуктов для лагеря уже не первый год жертвуют томские предприятия-производители, причем экономические кризисы никак не отражаются на щедрости благотворителей. Самое интересное, что наши просьбы зачастую работают тогда, когда мы напрямую выходим на руководителей и, глядя в глаза, просим их о помощи.
Эти глаза напротив
В период проживания в лагере волонтеры обязательно вывозят своих подопечных к воде. Второй год подряд удалось выехать на живописное Аксеновское озеро в Томском районе. Тут и впрямь хорошо. Съезд к воде оборудован деревянными ступеньками. Едва расположившись на берегу и расстелив туристские коврики, отдыхающие поспешили к воде. За их безопасностью с берега внимательно наблюдал инструктор Джастин из Вашингтона. Кто нуждался в помощи, заходил в озеро вместе с сопровождающими. Радостно было прокатиться на надувной лодочке или поплавать со спасательным кругом или просто поплескаться.
– Для наших подопечных это уникальная возможность вырваться из повседневной казенной жизни, побыть в условиях, приближенных к семейному общению, – рассказывает Ольга Мезенцева. – В интернате дни похожи один на другой, а здесь мы находимся все время вместе – общаемся, готовим еду, проводим различные мастер-классы, участвуем в богослужениях.
Тем временем организаторы сооружали палатку под кухню, отдельно ставили шатер для отдыха, вдалеке мужчины копали яму под туалет. Площадку, одним словом, оборудовали по всем правилам походной жизни.
120 участников насчитывал в этом году летний лагерь, организованный ТРБОО «Спрятанный мир».
В обед отдыхающих кормили окрошкой, пирожками и лапшой с сосисками. Среди добровольных помощников на импровизированной кухне споро хлопотала Лариса Косулина. Бывшая томичка давно живет в Санкт-Петербурге, но в июле всегда возвращается в родной город.
– Я люблю этих ребят, они стали частью моей жизни, – рассказывает Лариса. – Когда я первый раз попала в интернат в 1999 году, увидела такую концентрацию горя! Это потрясает еще сильнее, когда встречаешься с молодыми людьми. В их глазах читалась пустота и отрешенность от мира, они ведь на самом деле жили в закрытом пространстве, ни с кем не общались. При этом они проявляли огромный интерес к нам, пришедшим извне. Каждый из нас понимал, что это такие же люди, только у них другая история, в которой много страдания, трагедии, недолюбленности. Видеть это было просто невыносимо. И мы думали о том, что надо как-то помогать.
Поначалу волонтеры привозили с собой вещи и домашние булочки-пирожки. В интернате первым делом кипятили под чай ведро с водой и поили всех, кто приходил для общения.
– Супер было то, что мы не специалисты, – поясняет Лариса Косулина. – В первую очередь мы видели людей, а не инвалидов по зрению, слуху, интеллекту или колясочников. Людей, живущих в таких условиях, в которых никто из нас не хотел бы очутиться. И это было самым главным побудительным мотивом. Так родилась наша дружба.
Долой условности и официоз!
Благотворительная организация неспроста получила название «Спрятанный мир». И дело не только в удаленности спецучреждения от Томска. У его обитателей существует еще один, свой внутренний, мир. Во время общения этот мир раскрывается, а там встречается хорошее и плохое, страх и мужество.
Организаторы благодарны руководству Шегарского психоневрологического интерната за конструктивное сотрудничество.
Что движет добровольными помощниками? Почему успешные и состоявшиеся в жизни люди с нетерпением ждут начала июля и устремляются не на средиземноморские курорты или в Тирольские Альпы, а выбирают далекую Сибирь?
– У наших подопечных есть бесценный дар – они принимают тебя без всяких условностей. Это очень чистые люди, – не задумываясь, отвечает Лариса.
– Для меня это уже четвертый лагерь, – поясняет аналитик томской компании по производству мороженого Светлана Якоби. – Как и все мы, я живу на базе, чтобы полностью погрузиться в атмосферу совместного бытия. С утра приводим себя в порядок и спешим к тем, кто сам не может подняться и умыться. Потом вместе завтракаем, общаемся, мастерим. Словом, отдыхаем.
– А для меня это внутренний позыв, – рассказывает менеджер предприятия по установке пожарной сигнализации и видеонаблюдения Майя Акулова. – Когда тебе плохо, нужно чаще вспоминать про инвалидов: «Радуйся жизни, ведь у тебя есть здоровые руки, ноги, голова. А вот кому плохо, так это им».
Француженка Изабель в Томск приехала впервые. Последние пять лет она с семьей живет в Москве.
– Я врач-терапевт, – представляется она. – На родине занимаюсь здоровьем пожилых людей с проблемами физических и умственных недугов. Здесь, в лагере, я работаю, как и все остальные: ухаживаю, помогаю.
В конце прошлого года Изабель устроила презентацию французского сообщества в Москве и там познакомилась со швейцаркой Анной, уже побывавшей в Томске. Встреча вылилась в теплую личную дружбу и приезд в Сибирь.
Источник: Томские новости